Белорусский вокзал

Кто-то скажет, что Белорусский вокзал – это военные врата на запад – и будет абсолютно прав. Именно отсюда уходили составы, увозящие бойцов на фронт в Первую мировую и Великую Отечественную, и сюда же, на усыпанные цветами платформы, прибыл в мае 1945 года поезд Берлин – Москва. Кто-то скажет, что Белорусский вокзал – это съемочная площадка, и тоже будет прав: залы ожидания и перроны станции помнят съемки десятков фильмов, от одноименной драмы до «Сибирского цирюльника». Но, пожалуй, правильнее всего будет назвать Белорусский вокзал гигантским клапаном, гонящим энергию в транспортное сердце Москвы.

О вокзале

Сеть российских железных дорог, которая во второй половине XIX века начала разрастаться как дрожжевая опара, должна была рано или поздно протянуть свои металлические щупальца на запад. Даже не принимая в расчет военно-стратегическую значимость направления, необходимость постройки поездной ветки от Москвы до Смоленска четко осознавали и в Министерстве путей, и в купеческо-промышленных кругах. Итогом совместных усилий стала тысячекилометровая дорога, обыденно названная Московско-Смоленской, с конечной остановкой в виде новенькой станции на Тверской заставе; сам же вокзал, который, не мудрствуя лукаво, тоже окрестили Смоленским, стал для российской столицы уже шестым. Впрочем, на этом жизнь ветки не замерла: всего через год с того момента, как от платформы Смоленского вокзала отошел первый состав, он сменил свое название на Брестский, знаменуя тем самым смычку железной дороги с одноименным городом, а к началу XX века линия путей дошла и вовсе до Франкфурта и Берлина.

Как говорила героиня известного фильма, «вокзал – лицо города», но будущий Белорусский вокзал был лицом целой страны, посрамить честь которой перед гостями с запада он не имел никакого права. Именно поэтому здание многоликого вокзала проектировалось сразу добротным и эффектным, в виде просторного здания в два этажа с чуть позже возведенным поблизости псевдорусским теремом для коронации августейшей особы. Несмотря на это, уже в 1908 году пассажиропоток станции превысил все ожидаемые пределы, вынудив московских градоначальников отдать приказ о постепенной реконструкции станции. Сначала была построена правая часть здания, предназначенная для царской семьи, позже – левая, в которой находились залы ожидания, буфет, багажное отделение и телеграф. Втрое больше старого, не боящийся пожара (он полностью состоял из бетона, стали и стекла), новый вокзал был очарователен в своем великолепии, в котором сплелись воедино неоклассика, готика и ампир.

Задумывавшееся как финансовая артерия, Белорусское направление, увы, пропитано настоящей кровью. Что в 1914, что в 1941 году – на западный фронт, зачастую в свой последний путь, лучшие сыны России уезжали именно с вокзала на Тверской заставе. Именно здесь была впервые исполнена «Священная война», именно сюда возвращались после взятия Берлина советские солдаты, здесь же стоит бронзовый памятник песне «Прощание славянки», а в здании вокзала расположены тематические панно и мемориальные доски. Сегодня значимость Белорусского вокзала официально закреплена на самом высшем уровне – здание станции является объектом культурного наследия и охраняется государством. 

Белорусский вокзал уникален тем, что:

1)    именно в его кассах была впервые использована технология автоматизированного оформления билетов. До этого данные пассажиров вписывались в билеты от руки;

2)    он чаще других московских вокзалов менял своё имя. Получив поначалу название Смоленского, в 1871 году он сменил имя на Брестский, потом, в 1912 – на Александровский. В 1917 году он снова стал Брестским, в 1922 году – Белорусско-Балтийским, и лишь в 1936 обрел своё нынешнее имя. Суммарно вокзал переименовывался шесть раз. Ближе к нему по этому показателю лишь Ленинградский (четыре смены названия);

3)    если сравнивать количество стран, которые за время своего движения пересекают поезда, следующие по Белорусскому направлению, с аналогичным показателем для поездов, относящихся к другим вокзалам столицы, то окажется, что Белорусский вокзал в этом смысле является безоговорочным лидером – от его перронов можно доехать до самой Белоруссии, Литвы, Польши, Чехии, Германии, Австрии, Монако, Италии и Франции – итого, девять стран. Ближайший соперник – Киевский вокзал с шестью странами: Украиной, Молдовой, Венгрией, Хорватией, Румынией и Болгарией;

4)    это единственный вокзал Москвы, которому, пусть и опосредованно, посвящен фильм;

5)    он единственный назван не в честь какого-то определенного населенного пункта;

6)    это единственный московский вокзал, у которого есть побратимы в других странах – Париж-Восточный (Франция) и Берлин-Центральный (Германия).

Поезда дальнего следования

Белорусский вокзал обслуживает пять пассажирских направлений дальнего следования, являясь в этом смысле своеобразным рекордсменом среди московских вокзалов. Два из них основные – это западное и юго-западное, ещё три (северо-восточное, восточное и южное) являются дополнительными, исполняя роль транзитных отрезков линий Савеловского и Курского направлений.

Западное направление, по которому поезда с Белорусского вокзала идут, в основном, через Вязьму, соединяет Москву со Смоленском, Можайском, Калининградом. Кроме того, западное направление соединяет Белорусский вокзал со странами Восточной, Центральной и Западной Европы, проходя через польские Тересполь, Варшаву, Познань, литовский Вильнюс, чешские Богумин, Прагу, Остраву, Пардубице и Бржецлав, австрийские Вену, Зальцбург и Инсбрук, немецкие Франкфурт, Страсбург и Берлин, итальянские Верону, Геную, Милан, Сан-Ремо и французские Париж и Ниццу.

На юго-западном направлении поезда через Вязьму и Смоленск следуют до Минска, Орши, Барановичей, Бреста, Гомеля, Полоцка и Гродно.

Южное направление ведет поезда в Орел, Курск, Прохоровку, Белгород, Воронеж.

Восточное направление соединяет Москву с Владимиром, Нижним Новгородом, Дзержинском, Пермью, Омском, Кировом, Екатеринбургом, Тюменью, Ишимом и Новосибирском.

Следуя вдоль северо-восточного направления, можно добраться до Ростова Великого, Ярославля, Вологды, Углича, Рыбинска, Печоры, Ухты, Воркуты, Котласа и Архангельска.

Поезда ближнего следования

Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение Белорусского терминала: электрички, отходящие от платформ вокзала, следуют мимо станций Фили, Кунцево-1, Рабочий поселок, Одинцово, Голицыно, Петелино и лишь потом расходятся в двух направлениях – западном и юго-западном.

На запад пригородные поезда идут до станции Усово и Звенигорода, минуя Кунцево-2, Барвиху, Захарово, Хлюпино.

Юго-западные электрички отправляются до Вязьмы и Кубинки, проходя по пути станции Тучково, Дорохово, Можайск, Бородино, Уваровка, Гагарин, Василисино, Туманово и Мещерская.

Инфраструктура

Белорусский вокзал сегодня – это:

  • 30 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов, международные кассы, кассы «Аэроэкспресса»;
  • зал ожидания для пассажиров поездов дальнего и ближнего следования, зал ожидания «Аэроэкспресса», зал официальных делегаций;
  •  комната матери и ребенка с местом для пеленания;
  • комнаты отдыха (от 1800 рублей в сутки за человека при размещении в  трехместном номере до 7000 рублей – за одноместный люкс)
  • отделение хранения багажа;
  • медпункт;
  • xрам-часовня Георгия Победоносца;
  • линейный отдел полиции;
  • транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).

Камеры хранения

Для удобства пассажиров Павелецкий вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 100 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 140 рублей в первые сутки и по 180 рублей за каждый последующий день.

В случае если вы потеряли свои вещи, можно обратиться в стол находок камеры хранения вокзала в окне № 2, заранее уточнив наличие вещей по телефону: 8 (499) 973-22-38. 

Личный комфорт

Белорусский вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:

  • банкоматы (банки «Промсвязьбанк», «Миллениум», «Транскредитбанк»);
  • трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
  • услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
  • бесплатный wi-fi;
  • телефон-автомат;
  • фуд-корт;
  • доступ в интернет (на втором этаже, стоимость часа – 150 рублей);
  • аренда компьютера с доступом в Интернет
  • услуги и сканирование документов – в зале повышенной комфортности;
  • аптека;
  • продажа газет и журналов;
  • продажа сувениров.

Специальные услуги

Кроме всего прочего, Белорусский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:

  • в туалетах есть кабинки, предназначенные исключительно для людей с инвалидностью;
  • все платформы оборудованы пандусами.

Как добраться до Белорусского вокзала

Белорусский вокзал находится по адресу: Москва, площадь Тверской заставы, д.7. Проще всего добраться до Белорусского вокзала на метро. Для этого нужно будет доехать до станции «Белорусская» Замоскворецкой линии (зеленая ветка) или до станции «Белорусская Кольцевая». Помимо метро, добраться до Белорусского вокзала можно городскими автобусами № 12, № 27, № 82, № 84, № 116, № 904 и № 905 (остановки «Белорусский вокзал» или «Станция метро «Белорусская»), троллейбусами № 20, № 54, № 70 и № 82 (остановка «Белорусский вокзал») или на трамвае № 9 (остановка «Белорусский вокзал»). 

Парковки

Территория Белорусского вокзала оборудована двумя парковками на площади Тверской заставы. Цена одного часа на каждой из них обойдется в 200 рублей.

Людям со специальными физическими возможностями обе парковки предоставляются абсолютно бесплатно.

Расписание поездов и электричек

Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – западное и юго-западное.

Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Белорусского вокзала по адресу http://belorussky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.

Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.

тут график

Продажа билетов

Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Белорусского вокзала или сделать это онлайн:

  • зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
  • купить билеты на официальном сайте Белорусского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
  • приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.

Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.

Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Белорусского вокзала.