Казанский вокзал

Входящий в знаменитый конгломерат «трех вокзалов», Казанский вокзал выделяется среди своих собратьев как внешним видом, так и количеством ежедневно пропускаемых через себя пассажиров. Будучи построенным в далеком 1864 году, транспортный комплекс сначала получил название Рязанского, и лишь в самом конце XIX века, когда сеть железных дорог протянули до нынешней столицы Татарстана, вокзал был переименован в Казанский.

О вокзале

До 1911 года главным зданием вокзала служила неприметная каменная постройка, но возросший пассажиропоток и всеобщее городское благоустройство стали причиной глобальной архитектурной перестройки: на смену старой развязке должен был прийти новый комплекс, способный олицетворять единство Российской Империи и азиатской культуры во всём её многообразии. Московскими властями был объявлен конкурс под условным названием «Ворота на восток», победу в котором одержал А.В.Щусев. Именно по его замыслу Казанский вокзал превратился в сердце Каланчевской площади, а самому зданию предстояло стать образцом эклектики, сочетающей в себе лучшие традиции русского зодчества XVII века и архитектурно-художественные восточные мотивы.     

Участниками проекта была проведена поистине грандиозная работа, сравнимая со строительством храма Христа Спасителя. Сам Щусев спланировал строение, совмещающее в себе элементы средневековых русских зданий и отсылки к казанской башне Сююмбике, для чего были организованы научные экспедиции на юг и восток страны. К проекту был привлечен знаменитый русский живописец и график А.Е.Яковлев, специально отправившийся для сбора материала в Китай, Японию, Монголию и Италию. За декоративные элементы отвечала рабочая группа во главе с А.Н. Бенуа, за фрески и роспись залов – Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский. Однако воплотить в жизнь всё это великолепие помешала сначала Первая Мировая война, а после неё – революция.

Тем не менее, перестройка Казанского вокзала, пусть в более скромном варианте, была доведена до конца. К 1940 году были построены современные залы ожидания и электрифицирован участок дороги до города Люберцы, чуть позже был открыт зал для пассажиров пригородных поездов, а сам вокзал получил прямой выход к станции метро «Комсомольская». В 70-е годы была проведена ещё одна масштабная реконструкция, в разы увеличившая пассажиропоток, а к 850-му юбилею столицы был построен подземный переход, объединивший все три вокзала на Комсомольской площади в гигантскую транспортную развязку. В память об А.В.Щусеве по сохранившимся от него чертежам Казанскому вокзалу достались два новых корпуса – на Рязанском проезде и Ново-Рязанской улице.

Казанский вокзал уникален тем, что:

1)    именно на участке его «зоны ответственности» – от Москвы до Рязани – проложена единственная в России левосторонняя железная дорога. Своим происхождением левосторонняя ветка обязана английским предпринимателям, сначала по британским лекалам наладившим сообщение между Москвой и Люберцами, а затем продлившим железнодорожные пути до Рязани;

2)    на циферблате часов его главного здания не цифры, а знаки зодиака. Это задумка А.В.Щусева, который лично нарисовал все 12 знаков;

3)    главное здание вокзала построено по образу и подобию падающей башни татарской правительницы Сююмбике, а на шпиле – крылатый дракон Зилант, символ Казанского ханства;

4)    у него есть собственное тайное место – несмотря на то, что оно расположено у всех на виду, попасть в него могут лишь избранные. Речь идет о расположенных в Царской башне картинной галерее и мини-музее, посвященном истории Московской железной дороги. Обе экспозиции можно посетить лишь по предварительной заявке и только через зал ожидания № 3;

5)    он единственный в Москве имеет выход к перрону сразу из метро.

Поезда дальнего следования

Казанский вокзал обслуживает сразу три пассажирских направления дальнего следования – южное, восточное и юго-восточное.

Восточное направление, по которому поезда с Казанского вокзала идут, в основном, через Муром, соединяет Москву с Чебоксарами, Йошкар-Олой, собственно Казанью, Екатеринбургом, Тындой, Новокузнецком, Петропавловском, Барнаулом, Омском и т.д.

Южное направление ведет поезда в Ростов-на-Дону, Астрахань, Нальчик, Махачкалу, Адлер.

На юго-восточном направлении поезда через Рязань следуют до Самары, Ульяновска, Пензы, Челябинска. Кроме того, юго-восточное направление соединяет Казанский вокзал со среднеазиатскими республиками – Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном.

Поезда ближнего следования

Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение с той лишь разницей, что все электрички с Казанского вокзала идут сначала до Люберец, и лишь там расходятся в двух направлениях – юго-восточном и восточном.

На юго-восток пригородные поезда идут до Рязани, минуя Раменское, Бронницы, Коломну и Луховицы.

Восточные электрички отправляются в Вековку или Рязановку, проходя по пути станции Овражки, Гжель, Куровская и Шатура.

Инфраструктура

Казанский вокзал сегодня – это:

  • более 30 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов;
  • три зала ожидания, один зал ожидания повышенной комфортности (180 рублей в час), зал для делегаций;
  • комната матери и ребенка с гладильной доской и местом для пеленания;
  • комнаты длительного пребывания (от 1300 до 2400 рублей в сутки за человека)
  • отделение хранения багажа;
  • медпункт;
  • транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).

Камеры хранения

Для удобства пассажиров Казанский вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 100 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 140 рублей в первые сутки и по 180 рублей за каждый последующий день. В случае если вы потеряли свои вещи, можно обратиться в стол забытых вещей – в окно № 13 в кассовом зале, предварительно уточнив наличие вещей по телефону: +7 (499) 266-35-94.  

Личный комфорт

Казанский вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:

автоматы для зарядки сотовых телефонов и ноутбуков;

  • банкоматы (банки «Восточный экспресс», «Миллениум», «Транскредитбанк»);
  • трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
  • услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
  • бесплатный wi-fi;
  •  отделение банка «Миллениум»;
  • телефон-автомат;
  • фуд-корт;
  • ресторан;
  • интернет-кафе;
  • аптека;
  • продажа газет и журналов;
  • продажа сувениров;
  • сервис центр, предоставляющий гладильные доски, электроплитки, утюги;
  • ксерокопирование и сканирование документов – в зале повышенной комфортности;
  • экскурсии.

Специальные услуги

Кроме всего прочего, Казанский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:

  • во всех трех залах ожидания есть места, предназначенные исключительно для людей с инвалидностью;
  • зал ожидания № 2 оборудован специальным телефоном-автоматом;
  • в туалетах ожидания № 1 созданы места для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • все платформы оборудованы пандусами.

Как добраться до Казанского вокзала

Казанский вокзал находится по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д.2. Проще всего добраться до него на метро: для этого нужно будет доехать до станции «Комсомольская» Сокольнической (красной) линии или перейти на неё со станции «Комсомольская Кольцевая». Помимо метро, добраться до Казанского вокзала можно городскими автобусами № 40 и № 122 (остановка «Комсомольская площадь»), троллейбусами № 14,  № 41 и № 22 (остановка «Комсомольская площадь») или на трамвае № 7, № 13, № 50 и № 37 (остановка «Комсомольская площадь»).

Парковки

Территория Казанского вокзала оборудована четырьмя парковками. Цена одного часа на парковке у Новорязанской улицы и на Рязанском проезде составляет 150 рублей в час (за 10 минут пребывания на парковке денег с вас вообще не возьмут).

Стоимость двух других (у памятника создателям российских железных дорог и на Комсомольской площади, формата «K&R») чуть больше – 200 рублей в час.

Людям со специальными физическими возможностями обе наземные парковки на Рязанском проезде (за 150 и за 200 рублей в час соответственно) предоставляются абсолютно бесплатно.

Расписание поездов и электричек

Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – южное, восточное, юго-восточное.

Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Казанского вокзала по адресу http://kazansky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.

Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.

тут график

Продажа билетов

Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Казанского вокзала или сделать это онлайн:

  • зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
  • купить билеты на официальном сайте Казанского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
  • приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.

Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.

Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Казанского вокзала.