Казанский вокзал
Входящий в знаменитый конгломерат «трех вокзалов», Казанский вокзал выделяется среди своих собратьев как внешним видом, так и количеством ежедневно пропускаемых через себя пассажиров. Будучи построенным в далеком 1864 году, транспортный комплекс сначала получил название Рязанского, и лишь в самом конце XIX века, когда сеть железных дорог протянули до нынешней столицы Татарстана, вокзал был переименован в Казанский.
О вокзале
До 1911 года главным зданием вокзала служила неприметная каменная постройка, но возросший пассажиропоток и всеобщее городское благоустройство стали причиной глобальной архитектурной перестройки: на смену старой развязке должен был прийти новый комплекс, способный олицетворять единство Российской Империи и азиатской культуры во всём её многообразии. Московскими властями был объявлен конкурс под условным названием «Ворота на восток», победу в котором одержал А.В.Щусев. Именно по его замыслу Казанский вокзал превратился в сердце Каланчевской площади, а самому зданию предстояло стать образцом эклектики, сочетающей в себе лучшие традиции русского зодчества XVII века и архитектурно-художественные восточные мотивы.
Участниками проекта была проведена поистине грандиозная работа, сравнимая со строительством храма Христа Спасителя. Сам Щусев спланировал строение, совмещающее в себе элементы средневековых русских зданий и отсылки к казанской башне Сююмбике, для чего были организованы научные экспедиции на юг и восток страны. К проекту был привлечен знаменитый русский живописец и график А.Е.Яковлев, специально отправившийся для сбора материала в Китай, Японию, Монголию и Италию. За декоративные элементы отвечала рабочая группа во главе с А.Н. Бенуа, за фрески и роспись залов – Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский. Однако воплотить в жизнь всё это великолепие помешала сначала Первая Мировая война, а после неё – революция.
Тем не менее, перестройка Казанского вокзала, пусть в более скромном варианте, была доведена до конца. К 1940 году были построены современные залы ожидания и электрифицирован участок дороги до города Люберцы, чуть позже был открыт зал для пассажиров пригородных поездов, а сам вокзал получил прямой выход к станции метро «Комсомольская». В 70-е годы была проведена ещё одна масштабная реконструкция, в разы увеличившая пассажиропоток, а к 850-му юбилею столицы был построен подземный переход, объединивший все три вокзала на Комсомольской площади в гигантскую транспортную развязку. В память об А.В.Щусеве по сохранившимся от него чертежам Казанскому вокзалу достались два новых корпуса – на Рязанском проезде и Ново-Рязанской улице.
Казанский вокзал уникален тем, что:
1) именно на участке его «зоны ответственности» – от Москвы до Рязани – проложена единственная в России левосторонняя железная дорога. Своим происхождением левосторонняя ветка обязана английским предпринимателям, сначала по британским лекалам наладившим сообщение между Москвой и Люберцами, а затем продлившим железнодорожные пути до Рязани;
2) на циферблате часов его главного здания не цифры, а знаки зодиака. Это задумка А.В.Щусева, который лично нарисовал все 12 знаков;
3) главное здание вокзала построено по образу и подобию падающей башни татарской правительницы Сююмбике, а на шпиле – крылатый дракон Зилант, символ Казанского ханства;
4) у него есть собственное тайное место – несмотря на то, что оно расположено у всех на виду, попасть в него могут лишь избранные. Речь идет о расположенных в Царской башне картинной галерее и мини-музее, посвященном истории Московской железной дороги. Обе экспозиции можно посетить лишь по предварительной заявке и только через зал ожидания № 3;
5) он единственный в Москве имеет выход к перрону сразу из метро.
Поезда дальнего следования
Казанский вокзал обслуживает сразу три пассажирских направления дальнего следования – южное, восточное и юго-восточное.
Восточное направление, по которому поезда с Казанского вокзала идут, в основном, через Муром, соединяет Москву с Чебоксарами, Йошкар-Олой, собственно Казанью, Екатеринбургом, Тындой, Новокузнецком, Петропавловском, Барнаулом, Омском и т.д.
Южное направление ведет поезда в Ростов-на-Дону, Астрахань, Нальчик, Махачкалу, Адлер.
На юго-восточном направлении поезда через Рязань следуют до Самары, Ульяновска, Пензы, Челябинска. Кроме того, юго-восточное направление соединяет Казанский вокзал со среднеазиатскими республиками – Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном.
Поезда ближнего следования
Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение с той лишь разницей, что все электрички с Казанского вокзала идут сначала до Люберец, и лишь там расходятся в двух направлениях – юго-восточном и восточном.
На юго-восток пригородные поезда идут до Рязани, минуя Раменское, Бронницы, Коломну и Луховицы.
Восточные электрички отправляются в Вековку или Рязановку, проходя по пути станции Овражки, Гжель, Куровская и Шатура.
Инфраструктура
Казанский вокзал сегодня – это:
- более 30 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов;
- три зала ожидания, один зал ожидания повышенной комфортности (180 рублей в час), зал для делегаций;
- комната матери и ребенка с гладильной доской и местом для пеленания;
- комнаты длительного пребывания (от 1300 до 2400 рублей в сутки за человека)
- отделение хранения багажа;
- медпункт;
- транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).
Камеры хранения
Для удобства пассажиров Казанский вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 100 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 140 рублей в первые сутки и по 180 рублей за каждый последующий день. В случае если вы потеряли свои вещи, можно обратиться в стол забытых вещей – в окно № 13 в кассовом зале, предварительно уточнив наличие вещей по телефону: +7 (499) 266-35-94.
Личный комфорт
Казанский вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:
автоматы для зарядки сотовых телефонов и ноутбуков;
- банкоматы (банки «Восточный экспресс», «Миллениум», «Транскредитбанк»);
- трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
- услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
- бесплатный wi-fi;
- отделение банка «Миллениум»;
- телефон-автомат;
- фуд-корт;
- ресторан;
- интернет-кафе;
- аптека;
- продажа газет и журналов;
- продажа сувениров;
- сервис центр, предоставляющий гладильные доски, электроплитки, утюги;
- ксерокопирование и сканирование документов – в зале повышенной комфортности;
- экскурсии.
Специальные услуги
Кроме всего прочего, Казанский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:
- во всех трех залах ожидания есть места, предназначенные исключительно для людей с инвалидностью;
- зал ожидания № 2 оборудован специальным телефоном-автоматом;
- в туалетах ожидания № 1 созданы места для людей с ограниченными физическими возможностями;
- все платформы оборудованы пандусами.
Как добраться до Казанского вокзала
Казанский вокзал находится по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д.2. Проще всего добраться до него на метро: для этого нужно будет доехать до станции «Комсомольская» Сокольнической (красной) линии или перейти на неё со станции «Комсомольская Кольцевая». Помимо метро, добраться до Казанского вокзала можно городскими автобусами № 40 и № 122 (остановка «Комсомольская площадь»), троллейбусами № 14, № 41 и № 22 (остановка «Комсомольская площадь») или на трамвае № 7, № 13, № 50 и № 37 (остановка «Комсомольская площадь»).
Парковки
Территория Казанского вокзала оборудована четырьмя парковками. Цена одного часа на парковке у Новорязанской улицы и на Рязанском проезде составляет 150 рублей в час (за 10 минут пребывания на парковке денег с вас вообще не возьмут).
Стоимость двух других (у памятника создателям российских железных дорог и на Комсомольской площади, формата «K&R») чуть больше – 200 рублей в час.
Людям со специальными физическими возможностями обе наземные парковки на Рязанском проезде (за 150 и за 200 рублей в час соответственно) предоставляются абсолютно бесплатно.
Расписание поездов и электричек
Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – южное, восточное, юго-восточное.
Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Казанского вокзала по адресу http://kazansky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.
Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.
тут график
Продажа билетов
Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Казанского вокзала или сделать это онлайн:
- зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
- купить билеты на официальном сайте Казанского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
- приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.
Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.
Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Казанского вокзала.