Курский вокзал

После знакомства с историей возникновения большинства московских вокзалов жизнеописание Курского вокзала покажется нам рассказом о гадком утенке: листая потрепанные страницы архивов и рассматривая выцветшие фотографии в сепии, сложно отделаться от ощущения того, что его строили, перестраивали, переносили и переименовывали как бы нехотя. Впрочем, на этом сходство со сказкой Андерсена не заканчивается: сумев переродиться, бывший гадкий утенок превратился в крупнейший вокзал российской столицы.

О вокзале

Возникшая в середине 1860-х годов у московских градоначальников идея протянуть железнодорожную ветку в южном направлении была горячо поддержана министром путей сообщения П.П. Мельниковым. Более того, локацию, где должно было встать здание вокзала, глава министерства выбирал собственноручно. Хотя, казалось, патронаж высокого начальства и актуальность проекта послужат причиной скорейшего завершения строительства, всё оказалось с точностью наоборот. Место, отведенное под будущий Курский вокзал (названный тогда Нижегородским), впервые в тогдашней истории железных дорог находилось за чертой города. Это, с одной стороны, было намного дешевле, чище, тише; с другой стороны, создавало максимум неудобств тем, кому приходилось добираться до поезда через весь город и окрестности. Решение о переносе вокзала ближе к центру было принято почти сразу, вокзал во всех официальных документах именовался временным, и, тем не менее, обустраивать его не спешили, а посему достаточно долгое время украшением станции было лишь непритязательное деревянное здание.

Дело сдвинулось с мертвой точки после 1865 года, когда нитка железнодорожных путей соединила Москву с Серпуховом и начала тянуться дальше – до Тулы, Калуги, Курска и Орла. Сомнений в том, что расширение Нижегородского вокзала неизбежно, что расположена станция крайней неудобно, что переносить её придется рано или поздно, не осталось уже ни у кого, но прения по переносу вокзала продолжались в течение почти трех десятков лет. В большинстве случаев городские власти обсуждали всего один вопрос – куда именно переносить вокзал. Предложенные Гороховая улица и Садовое кольцо были с негодованием отвергнуты. Также не было единого решения по поводу объединения станции с Николаевским вокзалом (нынешний Курский). История с неприкаянным вокзалом получила своё логическое продолжение лишь в 1894 году, когда он был объединен со строящимся тогда Курским узлом, и окончательно завершилась в 1896 году с открытием нового здания на Садовом кольце. Открытие предваряла масштабная, как бы сказали сейчас, кампания в СМИ, извещающая о закрытии станции у Большого Никольского переулка и переходе тамошней линии поездов под юрисдикцию Курского терминала.

Курский вокзал пережил три основные волны реконструкции. В ходе первой, произведенной в 1938 году, территория вокзала была соединена со станцией метро «Курская» Арбатско-Покровской линии, а площадь самого здания была расширена после демонтажа отживших своё деревянных конструкций. Вторая перестройка, прошедшая в 1972 году, придала Курскому вокзалу его нынешний вид: по проекту архитектора Г.И.Волошинова, старое каменное здание станции было «накрыто» огромными стеклянными панелями, придававшими терминалу ультрасовременный футуристический облик. Помимо этого, фасад вокзала стал выходить на Курскую площадь, сама площадь была за счет реконструкции расширена почти вдвое, а для удобства пассажиров были оборудованы две автомобильные стоянки, соединенные тоннелями с перронами и залом ожидания. Последняя волна изменений накрыла Курский вокзал с головой в конце 90-х годов: прямо перед зданием терминала был построен ТЦ «Атриум», «съевший» значительную часть привокзальной площади и резко диссонирующий со стилистикой железнодорожной архитектуры.

Курский вокзал уникален тем, что:

1)    это самый большой вокзал в Москве – в нём могут одновременно разместиться более одиннадцати тысяч человек;

2)    он чётко разделен на две части. Над землей находятся перроны, кассы и залы ожидания, под землей – проходы к поездам, выходы к станциям метро и камеры хранения;

3)    это транзитный, а не тупиковый терминал. В него можно приехать с востока и уехать на запад, или пересечь страну с севера на юг – опять-таки, без пересадок на другие вокзалы;

4)     это единственный вокзал в Москве, фасад которого выходит не на площадь или магистраль, а на торговый центр;

5)    он внесен в Красную книгу Архназдора Москвы как единственный вокзал, находящийся под угрозой сноса;

6)    именно с Курского вокзала уезжает в своё бессмертное путешествие герой повести «Москва – Петушки» Веничка Ерофеев.

Поезда дальнего следования

Курский вокзал обслуживает два пассажирских направления дальнего следования – южное и восточное.

Южное, по которому поезда с Курского вокзала идут, в основном, через Серпухов, соединяет Москву с Тулой, Орлом, Калугой, Курском, Белгородом, Полтавой, Харьковом, Кривым Рогом, Днепропетровском, Махачкалой, Баку и т.д. Оттуда же уходят поезда на Адлер, Кисловодск, Ейск, Новороссийск и Анапу.  

На восточном направлении поезда следуют в Самару и Нижний Новгород. Транзитные поезда из Санкт-Петербурга уходят через Курский вокзал на Челябинск, Пермь, Екатеринбург, Киров и Ижевск.  

Поезда ближнего следования

Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение Курского вокзала.

На юг электрички следуют до Тулы и Орла, проходя Люблино, Перерву, Царицыно, Климовск, Щербинку, Подольск, Гривно, Столбовую, Чехов, Серпухов, Ясногорск и Ревякино.

На восток электрички идут в Петушки и Владимир, минуя Новогиреево, Реутово, Железнодорожный, Фрязево, Электрогорск, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Покров, Крутое, Купавну и Балашиху.

Инфраструктура

Курский вокзал сегодня – это:

  • около 30 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов;
  • просторный зал ожидания, зал ожидания повышенной комфортности (жесткая зона 100 рублей в час, мягкая – 200 рублей в час, комната для переговоров – первый час 800 рублей, последующие по 500 рублей), зал официальных делегаций;
  • комната матери и ребенка с местом для пеленания;
  •  отделение хранения багажа;
  •  линейный отдел полиции;
  • городская справка (информационное окно в кассовом зале дальнего следования, напротив подъезда № 2);
  •  медпункт;
  • часовня Матроны Московской;
  • транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).

Камеры хранения

Для удобства пассажиров Курский вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 120 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 160 рублей в первые сутки и по 200 рублей – в каждые последующие. В зале ожидания повышенной комфортности услуга хранения багажа стандартных размеров и документов составит всего 50 рублей в сутки.

В случае утери личных вещей можно обратиться в стол забытых вещей вокзала, находящийся на территории камер хранения, в окне № 1, заранее уточнив наличие вещей по телефону: 8 (499) 266-54-70. 

Личный комфорт

Курский вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:

  • банкоматы (банки «Приват Банк», «Промсвязьбанк», «Банк Петрокоммерц», «Миллениум», «Транскредитбанк»);
  •  трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
  • услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
  •  бесплатный wi-fi (сеть «open-vokzal»);
  • комнаты отдыха (только многоместные номера, возможности бронирования нет. Стоимость за одного человека: шесть часов – 500 рублей, двенадцать часов – 800 рублей, сутки – 1400 рублей);
  •  телефон-автомат;
  •  отделение банка, обмен валюты, денежные переводы;
  • доступ в Интернет (в зале ожидания повышенной комфортности – 130 рублей в час, в салоне «Мегафон» в подземном секторе – 140 рублей в час)
  • взвешивание багажа (в справочной в центре зала);
  • фуд-корт;
  •  ресторан;
  •  круглосуточная аптека;
  •  продажа газет и журналов;
  •  продажа сувениров;
  • ксерокопирование и сканирование документов – в зале ожидания повышенной комфортности;
  • зарядка мобильных телефонов – в зале ожидания повышенной комфортности;
  • парикмахерская – в зале ожидания повышенной комфортности.

Специальные услуги

Кроме всего прочего, Курский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:

  • на всей территории вокзала доступна помощь персонала;
  • территория оснащена специальным подъемником для коляски;
  • вход в зал ожидания оборудован пандусами.

Как добраться до Курского вокзала

Курский вокзал находится по адресу: Москва, ул. Земляной вал, д. 29 (или площадь Курского вокзала). Проще всего добраться до Курского вокзала на метро – к его зданию можно выйти с трех разных станций: со станции «Курская» Арбатско-Покровской (синей) ветки метро, со станции «Курская Кольцевая» и со станции «Чкаловская» Люблинской (салатовой) ветки.

Помимо метро, добраться до Курского вокзала можно городскими автобусами № Б и № 40 (остановка «Курский вокзал») или на трамвае № Б, № 20 и № 24 (остановка «Курский вокзал»).

Парковки

Территория Курского вокзала оборудована парковкой формата «K&R» на площади Курского вокзала. Цена одного часа паркинга обойдется владельцу машины в 250 рублей.

Ещё одна парковка находится в восьми минутах ходьбы, у северного фасада здания вокзала – стоимость часа там составит 150 рублей.

Расписание поездов и электричек

Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – северо-западное и западное.

Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Курского вокзала по адресу http://kursky.dzvr.ru/. Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.

Для того чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.

тут график

Продажа билетов

Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Курского вокзала или сделать это онлайн:

  • зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
  • купить билеты на официальном сайте Курского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
  • приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.

Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.

Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Курского вокзала.