Рижский вокзал
Наверное, в Москве нет ни одного вокзала, который бы соответствовал данному ему названию точнее, чем Рижский вокзал. Небольшой, скромный, почти бесшумный, с главным зданием, похожим на пахнущий имбирем латвийский пряник, он с прибалтийской невозмутимостью дремлет посреди столичной суеты. По своей «камерности» и периферийности сегодняшний Рижский вокзал можно сравнить с Савеловским, хотя его перроны помнят совсем иные времена – когда один уходящий на северо-запад состав сменял другой под бой привокзальных курантов.
О вокзале
Балтийское направление стало последним из тех, куда московские инженеры протянули нити железнодорожных путей. Несмотря на, как сказали бы сегодня, «торгово-промышленную привлекательность» Латвии, поставлявшей Российской империи мясо, рыбу, уголь, лес и янтарь, железная дорога до Риги была проложена лишь в самом начале XX века. Новая ветка строилась настолько ударными темпами, что со здания станции к моменту открытия маршрута даже не сняли строительные леса; впрочем, перед этим в московской Думе было сломано немало копий по поводу того, где именно возводить будущий вокзал. Сошлись на Крестовской заставе: малоосвоенные проплешины городской окраины позволяли развернуть строительство без оглядки на жилые дома, а практически ничейная, не требующая выкупа земля экономила бюджетные деньги. Тем не менее, средства всё же понадобились – на благоустройство пустырей, прокладку водопровода, мощение близлежащих улиц и обустройство вместительной привокзальной площади.
Новый вокзал, названным Виндавским, был достроен в сентябре 1901 года. Своим появлением на свет он обязан архитекторам Ю.Ф.Дидерихсу и С.А.Бржозовскому, первый из которых спроектировал здание станции, а второй – непосредственно руководил строительством. Подробно изучив инфраструктуру действующих московских терминалов и желая избежать ошибок своих предшественников, они создали станцию, в буквальном смысле поражавшую современников балансом технической оснащенности, сдержанной красоты и комфорта. Двухэтажное здание в стилистике русского зодчества XVIII века, огромное депо на шесть паровозов, четыре пассажирских и отдельный товарный перроны, собственная электростанция – неудивительно, что московские издания с восторгом писали: «Это – по-настоящему современный вокзал, хорошо, что в нашем городе еще способны строить не только быстро, но и добротно, удобно».
Обогнавшая свое время архитектура Виндавского вокзала позволила ему спокойно дожить почти до конца двадцатого столетия. (Впрочем, Виндавским он перестал быть ещё в 1930 году, когда его по вполне понятной причине переименовали в Балтийский; ещё чуть позже он станет Ржевским, а в 1946 году – Рижским). Первая большая реконструкция в его залах прошла аж в 1995 году и по сути коснулась лишь сугубо бытовых аспектов вроде замены электропроводки или труб водоснабжения. Ни одна часть здания самого вокзала не была демонтирована, равно как и не было возведено ни одной новой пристройки. Группа художников-декораторов, используя сохранившиеся чертежи, сумела восстановить дореволюционный облик станции, в том числе неповторимый рельефный декор и ансамбль уникальных светильников. Помимо пассажирской части вокзала, был частично перестроен его транспортный сектор – для того, чтобы возвести на Рижской площади эстакаду, пришлось переформатировать грузовой двор, помещение для камер хранения и депо.
Рижский вокзал уникален тем, что:
1) среди московских вокзалов он загружен меньше всего. С его платформ ежедневно отходят всего два поезда дальнего следования – печальная статистика для некогда оживленной железнодорожной ветки;
2) это единственный вокзал, где рельсы путей идут параллельно зданию станции. На всех остальных вокзалах пути и строения перпендикулярны;
3) на его территории находится Музей железнодорожной техники, в котором собраны раритетные локомотивы со всей Европы;
4) до революции он единственный из вокзалов Москвы не зависел от подачи электроэнергии – у него была собственная электростанция;
5) пригородные поезда, которые по всему Подмосковью ходили с начала 30-х годов, от Рижского вокзала начали курсировать лишь с 1945 года.
Поезда дальнего следования
Рижский вокзал обслуживает всего два небольших пассажирских направления дальнего следования: западное и северо-западное.
Западное направление, по которому поезда с Рижского вокзала идут, в основном, через Волоколамск, соединяет Москву с Великими Луками, Западной Двиной, Резекне и собственно Ригой.
Северо-западное направление протянуто до Пскова.
Поезда ближнего следования
Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение Рижского терминала: электрички, отходящие от платформ вокзала, следуют мимо станций Тушино, Павшино, Нахабино, Дедовск, Снегири и лишь потом, после Манихино-1, расходятся в трех направлениях – юго-западном, западном и северо-западном.
На запад и юго-запад пригородные поезда идут до станции Шаховская и Кубинки, минуя Новоиерусалимскую, Холщёвики, Румянцево, Истру, Чисмену, Дубосеково, Волоколамск, Благовещенское и Лукино.
Северо-западные электрички отправляются до Поварово-2, проходя по пути станции Поварово-3, Манихино-2 и Жилино.
Инфраструктура
Рижский вокзал сегодня – это:
- 10 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов, международные кассы;
- зал ожидания для пассажиров поездов дальнего и ближнего следования с входом по билетам;
- хостел на шестнадцать мест, включая одноместные номера (от 800 рублей до 3500 рублей в сутки за человека);
- комната матери и ребенка с местом для пеленания (в хостеле);
- отделение хранения багажа;
- медпункт;
- линейный отдел полиции;
- транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные остановки).
Камеры хранения
Для удобства пассажиров Рижский вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 120 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 160 рублей в первые сутки и по 200 рублей за каждый последующий день.
Кроме того, на территории Рижского вокзала функционируют автоматические камеры со следующими тарифами:
Для багажа стандартных размеров:
- 1-7 часов: первый час 50 рублей, каждые последующие – 10 рублей;
- более 7 часов: 120 рублей в сутки;
Для крупногабаритного багажа:
- 1-7 часов: первый час 60 рублей, каждые последующие – 20 рублей;
- более 7 часов: 200 рублей в сутки.
В случае если вы потеряли свои вещи, можно обратиться в камеру хранения Рижского вокзала, предварительно уточнив наличие вещей по телефону: + 7 (499) 266-62-30.
Личный комфорт
Рижский вокзал, несмотря на «камерность», является полноценным современным московским вокзалом. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:
- банкомат (банк «Миллениум»);
- трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
- услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
- бесплатный wi-fi;
- зарядка мобильный телефонов (центральный зал рядом с автоматическими камерами хранения);
- телефон-автомат;
- кафе;
- аптека;
- продажа газет и журналов.
Специальные услуги
Кроме всего прочего, Рижский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:
- одна из касс дальнего следования предназначена исключительно для обслуживания маломобильных групп населения;
- все платформы оборудованы пандусами.
Как добраться до Рижского вокзала
Рижский вокзал находится по адресу: Москва, Рижская площадь, д.1. Проще всего добраться до Рижского вокзала на метро. Для этого потребуется доехать до одноименной станции Калужско-Рижской (оранжевой) линии. Помимо метро, добраться до Рижского вокзала можно городскими автобусами № 0, № 38, № 84 и № 778 (остановка «Рижский вокзал») и троллейбусом № 42 (остановка «Рижский вокзал»).
Парковки
Территория Рижского вокзала оборудована двумя парковками. Цена наземной парковки № 13-1 на Рижской площади, у южного фасада вокзала, составляет 50 рублей в час.
Стоимость парковки у восточного фасада в три раза дороже – 150 рублей в час, зато первые пятнадцать минут вы можете использовать её абсолютно бесплатно.
Расписание поездов и электричек
Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – западное и юго-западное.
Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Рижского вокзала по адресу http://rizhsky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.
Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.
Продажа билетов
Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Рижского вокзала или сделать это онлайн:
- зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
- купить билеты на официальном сайте Рижского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
- приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.
Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.
Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Рижского вокзала.