Савеловский вокзал

«Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савеловский вокзал. Это — башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, рабочие Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимою и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большое расстояние по этой линии — сто тридцать верст». С того момента, когда были написаны эти строки, прошло почти сто лет, но главным достоинством Савеловского вокзала, его неуловимым очарованием по-прежнему остается пригородное сообщение с Подмосковьем.

О вокзале

Своим появлением на свет Савёловский вокзал обязан меценату Савве Мамонтову, решившему с помощью железной дороги соединить Москву и берега Волги. Поначалу ветку «чугунки» планировали довести до Углича и Рыбинска, но из-за финансовых и организационных проблем железнодорожные пути закончились у села Савёлово в окрестностях города Кимры. Примерно так же обстояло дело с постройкой самого вокзала на Бутырской заставе: почти три года здание станции стояло в полусобранном виде, а пассажиры, желающие попасть на любой из полустанков Савеловской линии, сначала доезжали до десятого поста Савеловского направления, потом пересаживались в поезда на Лосиноостровской, и уже оттуда ехали по новой ветке куда вздумается. Спустя какое-то время деньги на завершение строительства были, наконец, найдены, для работы над проектом был приглашен уже известный в то время инженер-путеец Сумароков, и через двадцать месяцев, 10 марта 1902 года, вокзал, вполне логично получивший название Бутырского, распахнул свои двери первым пассажирам.  

В то время как остальные московские вокзалы ослепляли гостей столицы грандиозностью своих фасадов и пышным внутренним убранством, главное здание Савеловского вокзала было по-провинциальному скромным и простым. Парадного входа не было, как не было поначалу и второго этажа (чуть позже его всё-таки надстроили, но лишь для того, чтоб разместить там служебные квартиры для служащих станции); единственным украшением вокзала была дожившая до наших дней тридцатиметровая водонапорная башня. Максимально простым было и расписание: поезда отходили лишь дважды в день – пассажирский утром и почтовый вечером. Но в этой простоте было и своё величие. Возникший на сплетении подмосковных трактов железнодорожный узел натолкнул купца первой гильдии Густава Листа на мысль о постройке машиностроительного завода, который, в свою очередь, породил строительный бум, рост цен на земельные участки, и, в конечном итоге, стал причиной включения территории Бутырской заставы в городскую черту.

Так, тихо и незаметно Савёловский вокзал прожил почти весь неистовый XX век. О его «камерности» говорит хотя бы тот факт, что свою первую реконструкцию он пережил лишь в 1987 году – спустя почти сотню лет после ввода в эксплуатацию, да и то, проводилась она вполне обыденно, без остановки работы станции и переноса движения поездов. Итогами перестройки, которая была закончена спустя шесть лет, стало увеличение площади вокзала, надстройка полноценного второго этажа, оформление парадного фасада и некоторые декоративные изыски, вроде вокзальных часов с оригинальным циферблатом. Тогда же вокзал был соединен с одноименной станцией метро. В ходе последнего обновления, проводившегося в 2012 году, на вокзале были открыты новые билетные кассы, закусочная и медпункт; к пригородным рейсам был добавлен маршрут «Аэроэкспресса» до Шереметьево. Кроме того, почти на всей территории Савеловского терминала была оборудована безбарьерная среда. 

 

Савеловский вокзал уникален тем, что:

1)    это самый молодой вокзал в российской столице;

2) это единственный вокзал в Москве, который не обслуживает поезда дальнего следования. До 1999 года от Савеловского вокзала ходили пассажирские составы до Санкт-Петербурга и Рыбинска, после – только электрички до Дубны, Дмитрова и Лобни;

3) это единственный московский вокзал, который официально признан убыточным. Транспортные составы по нему не ходят, а пригородные поезда не окупают логистических и организационных затрат;

4) пути его линий словно специально избегают оживленных населенных пунктов и крупных городов. Проехавшись по любому из маршрутов электричек Савеловского вокзала, можно попасть в тихие, укромные, почти сказочные уголки центральной России;

5) его официальное название – «Москва – Бутырская», а не созвучная с названием вокзала (как часто и ошибочно указываемая) «Москва – Савеловская».

Поезда ближнего следования

Все электрички, отправляющиеся с Савеловского вокзала, идут сначала до поселка Икша в Дмитровском районе Подмосковья (проходя по пути Бескудниково, Шереметьевскую, Лобню и Катуар), и лишь там расходятся в трех направлениях – северном, северо-восточном и западном.

На север пригородные поезда идут до Дубны и Савёлова, минуя Яхрому, Дмитров, Каналстрой, Вербилки, Талдом, Соревнование и Большую Волгу.

Северо-восточная ветка пригородного сообщения тянется до Наугольного, включая в себя станции Иванцево, Костино и Жёлтиково.

Западные электрички отправляются в Поварово-2, проходя по пути одну основную станцию – Белый Раст.

Инфраструктура

Савеловский вокзал сегодня – это:

  • кассы пригородных поездов с услугами бронирования и доставки билетов;
  • два комфортных зала ожидания – на первом и втором этажах;
  • санитарные комнаты;
  •  медпункт;
  • линейный отдел полиции;
  •  транспортный узел (станция метро и  автобусная остановка).

Личный комфорт

Савеловский вокзал, несмотря на «камерность», является полноценным современным московским вокзалом. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:

  • банкомат (банк «Транскредитбанк»);
  • справочное бюро;
  • бесплатный wi-fi;
  • закусочная;
  • продажа газет и журналов.

Специальные услуги

Кроме всего прочего, Савёловский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:

  • туалеты оборудованы местами для маломобильных пассажиров;
  • есть специальный подъемник для коляски;
  • все платформы оборудованы пандусами.

Как добраться до Савеловского вокзала

Савеловский вокзал находится по адресу: Москва, площадь Савеловского вокзала, д. 2. Проще всего добраться до Савеловского вокзала на метро – нужно доехать до станции «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской (серой) ветки. Помимо метро, добраться до Савеловского вокзала можно городскими автобусами № 72, № 82 и № 87 (остановка «Савеловский вокзал»).

Парковки

Территория Савеловского вокзала парковками не оборудована.

Ближайшая парковка находится в 12 минутах ходьбы на Сущевском валу: час ожидания на ней обойдется в 50 рублей.

Расписание поездов и электричек

Для удобства пассажиров график движения пригородных электричек вынесен на отдельное цифровое табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям.

Подробные графики движения пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Савеловского вокзала по адресу http://savelovsky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.

Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.

тут график

Продажа билетов

Билеты на пригородные поезда можно купить в кассах Савеловского вокзала или сделать это онлайн:

  • зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
  • купить билеты на официальном сайте Савеловского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
  • приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.

Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.

Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Савеловского вокзала.