Ярославский вокзал

История Ярославского вокзала ведет свое начало с 1862 года. После того как в середине XIX века северо-восточные тракты стали захлебываться от продовольственных обозов, а паломники добирались до Троице-Сергиевой лавры всё с большим и большим трудом, российским правительством было принято решение построить узкоколейку, способную соединить Москву, Сергиев Посад и Ярославль. 18 августа 1862 года двери для пассажиров распахнет новый вокзал, который впоследствии назовут Ярославским.

О вокзале

Создаваемая под личным патронажем Александра II, новая железная дорога поначалу доходила лишь до Сергиева Посада, растянувшись всего на 70 километров. Вагоны, в которых гулял сквозняк, полное отсутствие какого бы то ни было расписания, кондукторы, запрещавшие пассажирам выходить на остановках на прогулку – всё это имело мало общего с нашими современными представлениями о комфортном путешествии в поездах. И, всё же, это была первая по-настоящему русская ветка, построенная без участия инженеров из-за рубежа. Главное здание Ярославской (или, как её тогда называли, Троицкой) железной дороги – олицетворявшее чистоту и святость Сергиевой лавры строгое двухэтажное строение – было спроектировано известным архитектором из Санкт-Петербурга Р.И.Кузьминым.

Поначалу легко вмещавший практически любое количество пассажиров, к концу XIX века Ярославский терминал казался уже не таким просторным и вместительным: перешедшая под юрисдикцию Министерства финансов, железная дорога обслуживала, в том числе, Шуйско-Ивановскую, Ярославско-Рыбинскую, Ярославско-Костромскую и Александровско-Ивановскую ветки. Несмотря на проведенную дважды перестройку вокзала, он уже не справлялся с многократно возросшим пассажиропотоком северо-восточного направления, поэтому решить эту проблему стало возможным лишь возведением нового здания, сданного в эксплуатацию в 1907 году. Станция была новой во всех смыслах: больше прежней как минимум в три раза, построена в ярко выраженном неорусском стиле и с использованием уникальных на тот момент материалов – например, железобетона или облицовочной плитки. 

Надолго опередив в архитектурном аспекте своё время, Ярославский вокзал пережил очередную масштабную реконструкцию лишь в середине 60-х годов прошлого века, когда перрон был отделен от залов ожидания массивной стеклянной стеной. Но, пожалуй, самым значительным стало обновление 1995 и 2005 годов.  Во-первых, была проведена грандиозная перепланировка всех его помещений – кассы стали располагаться на первом этаже, а залы ожидания заняли своё место на втором; были созданы зоны отдыха и дополнительные кассы для продажи билетов на электрички. Во-вторых, здание Ярославского вокзала оборудовали электронными противопожарными и информационными системами. В-третьих, было установлено почти полтысячи ламп с теплым и холодным освещением. Завершилась перестройка реставрацией колонного и гербового зала и уникальной галереи.  

Ярославский вокзал уникален тем, что:

1)    это самый загруженный железнодорожный терминал в стране. По данным на 2019 год Ярославский вокзал был уверенным обладателем первого места по количеству ежемесячно пропускаемых через себя пассажиров – в прошлом году через него прошло 34 миллиона человек. Пикантности ситуации придает тот факт, что на каждого купившего билет в поезд дальнего следования приходится двенадцать пассажиров пригородных поездов;

2)    именно с него начинается легендарная Транссибирская магистраль. Более того, её нулевой километр имеет точное географическое положение – прямо между третьим и четвертым перронами Ярославского вокзала;

3)    первые подмосковная электричка в 1929 году отошла от платформ Ярославского вокзала;

4)    архитектура главного здания вокзала несет на себе отпечаток русского Севера: простые линии углов плавно перетекают в причудливые изгибы крыш, напоминающих древнерусские шатры, скаты княжеских теремов и откосы городских ворот. Атмосферу средневековья усиливает ведущий в главный вестибюль вокзала ризалит, кованый орнамент и гербы трех основных городов северо-восточного направления – Архангельска, Ярославля и Москвы;

5)    раньше у него была своя картинная галерея, дополнявшая северный «дух» снаружи аутентичным антуражем внутри. Стены вокзала украшали картины «Лодки поморов в море», «Съёмка жира с кита», «Охота на моржей», «Базар в приморском становище», «Прокладка железной дороги» «Северное сияние», «Оленья упряжка» и т.д.;

6)    митрополит Филарет, приглашенный в 1862 году освящать новое здание станции, сделал это с большой неохотой. По словам владыки, паломников, направляющихся в лавру, будут смущать греховные мирские разговоры в вагонах, а сама поездка будет сводить на «нет» весь подвиг пешего путешествия. Однако, проехавшись в вагоне до Сергиева Посада, Филарет тут же изменил своё мнение, заявив попутчикам следующее: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств, чтобы вместо пяти часов ехать полтора».

Поезда дальнего следования

Ярославский вокзал обслуживает три основных пассажирских направления дальнего следования – северное, северо-восточное и восточное.

Северное направление, по которому поезда с Ярославского вокзала идут, в основном, через Сергиев Посад, соединяет Москву с Череповцом, собственно Ярославлем, Александровом, Архангельском, Приобьем, Кировом и т.д.

На северо-восточном направлении поезда через Мытищи и Щёлково следуют до Перми, Нового Уренгоя, Лабытнанг, Сыктывкара.

Восточное направление ведет поезда в Пермь, Читу, Северобайкальск, Томск, Абакан, Красноярск, Владивосток. Кроме того, восточное направление по протянувшейся на 9000 километров Транссибирской магистрали соединяет Ярославский вокзал со странами Дальнего Востока – Монголией, Китаем и Северной Кореей.

Поезда ближнего следования

Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение, с той лишь разницей, что все электрички с Ярославского вокзала идут сначала до Мытищ, и лишь там расходятся в трех направлениях – северном, северо-восточном и восточном.

На север пригородные поезда идут до Ярославля, минуя Пушкино, Софрино, Хотьково, Сергиев Посад, Бужаниново, Александров-1 и Балакирево.

Северо-восточная ветка пригородного сообщения тянется до Киржача, включая в себя станции Зеленый Бор, Детская, Фрязино и Карабаново.

Восточные электрички отправляются во Фрязево, проходя по пути станции Болшево, Соколовская, Щёлково, Чкаловская и Монино.

Инфраструктура

Ярославский вокзал сегодня – это:

  • более 30 касс поездов дальнего и ближнего следования (включая кассы для продажи билетов на поезда типа «Спутник») с услугами бронирования и доставки билетов;
  • два зала ожидания, один зал ожидания повышенной комфортности (один час – 140 рублей, два часа – 210 рублей, три часа – 280 рублей, каждый четвертый час бесплатно);
  • комната матери и ребенка с местом для пеленания;
  • комнаты отдыха (от 1100 до 6000 рублей в сутки)
  • отделение хранения багажа;
  • медпункт;
  • линейный отдел полиции;
  • транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).

Камеры хранения

Для удобства пассажиров Ярославский вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 170 рублей в сутки – как для багажа обычных размеров, так и для крупногабаритного багажа. На вокзале функционируют автоматические камеры хранения: один час – 150 рублей, два часа – 200 рублей, три часа – 250 рублей, сутки – 450 рублей. В случае если вы потеряли свои вещи, можно обратиться в стол находок камеры хранения вокзала, заранее уточнив наличие вещей по телефону: 8 (499) 266-61-17. 

Личный комфорт

Ярославский вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:

  • автоматы для зарядки сотовых телефонов и ноутбуков;
  • банкоматы (банки «ВТБ24», «Миллениум», «Сбербанк»);
  • трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
  • услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
  • бесплатный wi-fi;
  • отделение банка «ВТБ24»;
  • телефон-автомат;
  • фуд-корт;
  • ресторан;
  • доступ в интернет (на первом этаже, стоимость часа – 150 рублей);
  • аптека;
  • продажа газет и журналов;
  • продажа сувениров;
  • ксерокопирование и сканирование документов – в зале повышенной комфортности.

Специальные услуги

Кроме всего прочего, Ярославский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:

  • в зале ожидания на первом этаже есть места, предназначенные исключительно для людей с инвалидностью;
  • указатели для слепых оборудованы шрифтом Брайля;
  • все платформы оборудованы пандусами.

Как добраться до Ярославского вокзала

Ярославский вокзал находится по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д.2. Проще всего добраться до него на метро: для этого нужно будет доехать до станции «Комсомольская» Сокольнической (красной) линии или перейти на неё со станции «Комсомольская Кольцевая». Помимо метро, добраться до Ярославского вокзала можно городскими автобусами № 40 и № 122 (остановка «Комсомольская площадь»), троллейбусами № 14,  № 41 и № 22 (остановка «Комсомольская площадь») или на трамвае № 7, № 13, № 50 и № 37 (остановка «Комсомольская площадь»).

Парковки

Территория Ярославского вокзала оборудована тремя парковками. Цена одного часа на плоскостной парковке у Восточного фасада составляет 150 рублей в час (за 10 минут пребывания на парковке денег с вас вообще не возьмут).

Стоимость двух других парковок формата «K&R» на Комсомольской площади чуть больше – 200 рублей в час.

Расписание поездов и электричек

Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – северное, северо-восточное и восточное.

Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Ярославского вокзала по адресу http://yaroslavsky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.

Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.

тут график

Продажа билетов

Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Ярославского вокзала или сделать это онлайн:

  • зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
  • купить билеты на официальном сайте Ярославского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
  • приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.

Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.

Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Ярославского вокзала.