Павелецкий вокзал

Несмотря на свои впечатляющие размеры, в плеяде московских железнодорожных терминалов Павелецкий вокзал обречен быть вечно вторым. По объему пропускаемого через себя людского потока он безоговорочно уступает Ярославскому, по вместимости – Курскому. Он моложе Ленинградского, но старше Савеловского. Все его направления дублируют похожие маршруты у Павелецкого и Курского вокзалов, и всё же, не будь этой гигантской безропотной рабочей лошадки, от объема пассажиропотока задохнулись бы и Ярославский, и Павелецкий, и Курский.  

О вокзале

В отличие от большинства московских вокзалов, чья постройка ознаменовывала собой создание новой линии железной дороги, Павелецкий вокзал был задуман как конечная точка, в которой бы сошлись уже имеющиеся транспортные артерии – например, Рязанско-Уральская железная дорога, которая к началу XX века тесно переплела своей блестящей паутиной двенадцать плодородных российских губерний, но не имела выхода к Москве. После утвержденного лично императором решения о постройке нужного ответвления, строительство железной дороги Павелец – Москва было завершено в кратчайшие сроки, однако поначалу своего вокзала эта ветка не имела, и приходящие с Поволжья и Кавказа составы забивали до отказа Курский вокзал. Постройка нового терминала была лишь вопросом времени: от момента начала непродолжительных архитектурных прений до момента, когда новый вокзал, названный Саратовским, принял первые пассажирские и грузовые поезда, прошло чуть более полугода.

Своё имя новая станция получила в честь Саратова, в котором находилась главная контора Рязанско-Уральской железной дороги. Лицом вокзала стало массивное, добротное, поистине купеческое двухэтажное здание из тесаного камня и кирпича, с изящной внешней отделкой и приятным глазу внутренним декором. Подобное сочетание комфорта и прагматичности отчетливо прослеживалось и в назначении помещений вокзала – помимо билетных касс и просторных залов ожидания, делившихся на несколько классов, в станционном буфете можно было отобедать (или отужинать), в почтовом окошке можно было отправить телеграмму, а неважно себя чувствующим всегда была готова предложить свои услуги вокзальная аптека. В глубине здания были служебные помещения, багажный отсек, кухня и отделение жандармов. Помимо прочего, вокзал был оборудован ультрасовременной на тот момент системой отопления, однако известен он стал не ей, а находящейся рядом со станцией Зацепской площадью, на которой торговали приезжие крестьяне: до недавнего времени многие москвичи называли его именно так – «вокзал на Зацепе».

Ставший после Великой Отечественной войны Павелецким, вокзал подвергся масштабной перестройке в самом начале 80-х годов. Понимая всю необходимость реконструкции и втиснутые в прокрустово ложе соответствия новой внешности терминала традиционному облику района, архитекторы, тем не менее, справились с задачей блестяще. Возведенные на Павелецкой площади новые здания позволили расширить площадь станции в шесть раз, но при этом залы ожидания и внутренние декоративные элементы остались нетронутыми. Прежнее здание, некогда бывшее единственным, теперь представляет собой лишь левое крыло архитектурного ансамбля (его фасад гармонично вписался в общее «лицо» обновленного Павелецкого вокзала); правая и центральная части здания – новостройки, способные вместить до десяти тысяч человек. В 1987 году вокзал соединили с одноименной станцией метро, а в 2002 году на Павелецком вокзале была введена в эксплуатацию ветка «Аэроэкспресса», позволяющая максимально быстро добраться в аэропорт «Домодедово».

Павелецкий вокзал уникален тем, что:

1)    именно от его перрона отошел первый в Москве состав «Аэроэкспресса»;

2)    это единственный вокзал Москвы, в чью честь названы улицы в Астрахани и Саратове;

3)    у него есть пути, выходящие на общие перроны, но закрытые для обычных пассажиров. Это путь № 0, предназначенный только для почтовых составов (у него вообще нет пассажирской платформы), и путь № 6 – для пассажиров «Аэроэкспресса»;

4)    среди столичных вокзалов он единственный построен после того, как на его ветке начали ходить поезда. Обычно всё происходит наоборот;

5)    он стал последним московским вокзалом, принимавшим и отправлявшим раритетные ныне поезда на дизельной тяге.

Поезда дальнего следования

Павелецкий вокзал обслуживает сразу два пассажирских направления дальнего следования – южное и восточное.

Восточное направление, по которому поезда с Павелецкого вокзала идут, в основном, через Узуново, соединяет Москву с Саратовом, Балаковым, Волгоградом, Камышиным, Тамбовом и Ртищевым.  

Южное направление через станцию Ожерелье ведет поезда в Воронеж, Новороссийск, Адлер, Ставрополь, Назрань, Махачкалу, Владикавказ, Краснодар, Ростов-Главный, Луганск, Донецк и Баку.

Поезда ближнего следования

Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение с той лишь разницей, что все электрички с Павелецкого вокзала идут сначала до станции Михнево (через Коломенское, Домодедово, Белые Столбы и Барыбино), и лишь там расходятся в двух направлениях – южном и юго-восточном.

На юго-восток пригородные поезда идут до станций Яганово и Узуново, минуя Жилёво, Ступино, Каширу и Ожерелье.

Южные электрички после Михнево отправляются в Детково и Пчеловодное.

Кроме того, от Павелецкого вокзала ходят составы повышенной комфортности РЭКС, конечными точками маршрута которых являются Ожерелье и  Домодедово.

Инфраструктура

Павелецкий вокзал сегодня – это:

  • 30 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов, международные кассы, кассы «Аэроэкспресса»;
  • зал ожидания на триста мест, один зал ожидания повышенной комфортности (150 рублей в час, дети до пяти лет бесплатно), зал ожидания «Аэроэкспресса», зал официальных делегаций;
  • комната матери и ребенка с местом для пеленания (зал для маломобильных групп населения, второй этаж подъезда № 3);
  • комнаты длительного пребывания с возможностью бронирования (от 900 рублей в сутки за человека при размещении в восьмиместном номере до 4700 рублей – за люкс. Есть возможность почасовой оплаты);
  • отделение хранения багажа;
  •  линейный отдел полиции;
  •  городская справка;
  • медпункт;
  • транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).

Камеры хранения

Для удобства пассажиров Павелецкий вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 100 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 140 рублей в первые сутки и по 180 рублей за каждый последующий день.

Кроме того, на территории Павелецкого вокзала функционируют автоматические камеры со следующими тарифами:

Для багажа стандартных размеров:

  • 1-7 часов: первый час 50 рублей, каждые последующие – 10 рублей;
  •  более 7 часов: 120 рублей в сутки;

Для крупногабаритного багажа:

  • 1-7 часов: первый час 60 рублей, каждые последующие – 20 рублей;
  • более 7 часов: 200 рублей в сутки.

В случае если вы потеряли свои вещи, можно обратиться в стол находок камеры хранения, предварительно уточнив наличие вещей по телефону: + 7 (495) 235-69-19. 

Личный комфорт

Павелецкий вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:

  • банкоматы (банки «АльфаБанк», «МастерБанк», «Транскредитбанк», «Банк ПетроКоммерц»);
  •  трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
  • услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
  • бесплатный wi-fi;
  •  услуга упаковки багажа (300 рублей за сумку);
  •  телефон-автомат;
  • фуд-корт;
  • ресторан;
  • интернет-кафе;
  • аптека;
  • продажа газет и журналов;
  • продажа сувениров;
  • сервис центр, предоставляющий услуги распечатки, ксерокопирования и сканирования документов, отправку факса;
  • зарядка телефонов и ноутбуков – в зале повышенной комфортности.

Как добраться до Павелецкого вокзала

Павелецкий вокзал находится по адресу: Москва, Павелецкая площадь, д.1. Проще всего добраться до Павелецкого вокзала на метро. Для этого нужно будет доехать до станции «Павелецкая» Замоскворецкой линии (зеленая ветка) или до станции «Павелецкая Кольцевая». Помимо метро, добраться до Павелецкого вокзала можно городским автобусом № 632 (остановка «Станция метро «Павелецкая») или на трамвае № 3, № 35 и № 39 (остановка «Станция метро «Павелецкая»).

Парковки

Территория Павелецкого вокзала оборудована тремя парковками.

Дешевле всего окажется парковка у западного фасада здания вокзала – 150 рублей в час.

Час парковки на двух остальных, расположенных на Павелецкой площади, выйдет уже дороже – 200 рублей.

Стоит отметить, что десятиминутное пребывание на каждой из парковок обойдется вам совершенно бесплатно.

Расписание поездов и электричек

Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – южное, восточное, юго-восточное.

Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Павелецкого вокзала по адресу http://paveletsky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.

Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.

тут график

Продажа билетов

Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Павелецкого вокзала или сделать это онлайн:

  • зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
  • купить билеты на официальном сайте Павелецкого вокзала, через сайт РЖД или порталы;
  • приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.

Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.

Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Павелецкого вокзала.