Ленинградский вокзал

Год 1842 от Рождества Христова стал знаковым в истории железных дорог. В Шотландии успешно прошел испытания прототип электровоза, во Франции был впервые утвержден путевой устав, а в России самим Николаем I было принято решение соединить Москву и Санкт-Петербург тонкой ниткой ещё диковинной железной дороги. В каждой из столиц было построено по вокзалу – одинаковых, похожих друг на друга как близнецы. Благополучно дожив до наших дней, они продолжают нести свою почетную службу: Московский вокзал в Северной Пальмире и Ленинградский вокзал в Москве.  

О вокзале

Проектирование и возведение здания будущего Ленинградского вокзала было поручено К.А.Тону – великому русскому архитектору, создателю Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца. Страстный приверженец «русско-византийского» стиля, Тон сумел соединить в очертаниях станции плавные изгибы православных храмов и неумолимость бронзовых статуй. Ленинградский вокзал входит в триумвират «трех вокзалов», каждый из которых создан в уникальной этнокультурной стилистике, и, если Ленинградский вокзал – воплощение восточного, азиатского, отчасти ордынского наследия, если Ярославский вокзал – плоть от плоти древний, исконно-языческий, русский Север, то вокзал Ленинградский – это Россия православная, имперская, в блеске величия и ореоле побед.

Открытый 1 ноября 1851 года, вокзал поражал своим архитектурным великолепием и масштабами – размером почти с футбольное поле, с двумя этажами, гигантскими залами ожидания, с покоями для императорской семьи и дебаркадером. Поистине императорской была и внутренняя отделка, поражавшая вновь прибывших дубовым паркетом, мраморными изразцами печей, специально написанными картинами и бесплатными блюдами для пассажиров первого класса. Отправление поезда сопровождалось тремя звонками: первый приглашал пассажиров занять свои места, второй означал, что посадка окончена, а третий сигнализировал о начале движения состава. Финальной точкой в постройке здания вокзала стало присвоение ему в 1855 году названия «Николаевского», в честь почившего уже на тот момент императора Николая Павловича.  

Менялись правители, времена и эпохи, менялся и Ленинградский вокзал. (Собственно Ленинградским он стал лишь в 1937 году: на смену «Николаевскому» вокзалу пришел «Петербургский», тот, в свою очередь, стал «Октябрьским», а уже тот – «Ленинградским»). Реконструкция 1934 года расширила его территорию за счет пристройки новых билетных касс и транзитных залов, на станции появились окно информации и почтовое отделение, а в бывших покоях царской семьи оборудовали комнату матери и ребенка. Но, пожалуй, самыми масштабными стали работы в 70-х годах, после которых Ленинградский вокзал приобрел свой нынешний облик. Московские градостроительные службы увеличили здание терминала за счет пристройки трехэтажного крыла с гостиницей и медпунктом, оборудовали новые залы ожидания и прямой выход к вестибюлю метрополитена. Неизменным оставили лишь творение рук К.А.Тона – фасад Ленинградского вокзала, выходящий на Каланчевскую площадь.

Ленинградский вокзал уникален тем, что:

1)    это самый старый вокзал в Москве;

2)    это единственный вокзал в Москве, относящийся к железной дороге Санкт-Петербурга;

3)    первый в СССР курьерский поезд – «Красная стрела» – отправился в свой дебютный рейс именно с Ленинградского вокзала;

4)    на Ленинградском вокзале сохранилось (правда, в печальном состоянии) единственное в Москве круговое депо, уникальная «конюшня», способная вместить двадцать локомотивов. Депо построено в виде круга, разделенного на сектора, в центре которого закольцованные рельсы. Прибывающий локомотив въезжает на центральную платформу, которая аккуратно ставит его на место парковки, словно книгу на полку;

5)    там в ноябре 1979 года появился первый в СССР киоск по продаже газированного напитка «Фанта»;

6)    он является зеркальным отображением Московского вокзала в Санкт-Петербурге;

7)    именно на Ленинградский вокзал приезжает героиня фильма «Девушка без адреса». Приезжает из Сочи – при том, что поезда из Сочи на Ленинградский вокзал никогда не приходили;

8)    он является своеобразным полигоном, на котором испытываются любые технологии для российских железнодорожных станций. Все системы, которые уже внедрены на подобных объектах, так или иначе проходили «обкатку» на Ленинградском вокзале.

Поезда дальнего следования

Ленинградский вокзал обслуживает два пассажирских направления дальнего следования – северо-западное и западное.

Северо-западное, по которому поезда с Ленинградского вокзала идут, в основном, через Клин, соединяет Москву с Санкт-Петербургом, Тверью, Великим Новгородом, Мурманском, Петрозаводском, Хельсинки, и т.д. С Ленинградского же вокзала отходит знаменитый «Сапсан».

На западном направлении поезда следуют на Валдай, в Псков, Кингисепп, Нарву и Таллинн.

Поезда ближнего следования

Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение с той лишь разницей, что все электрички с Ленинградского вокзала идут сначала до Зеленограда, и лишь там расходятся в трех направлениях – северном, северо-западном и западном.

На север пригородные поезда следуют до Икши, проходя Поварово-2 и Белый Раст.

На северо-запад электрички идут в Торжок и Бологое, минуя Поварово-1, Солнечногорск, Клин, Решетниково, Завидово, Васильевский Мох, Редкино, Тверь и Дорошиху.

Западное пригородное сообщение ведет в Манихино-2, включая в себя ключевые станции Жилино и Поварово-3.

Инфраструктура

Ленинградский вокзал сегодня – это:

  • около 30 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов;
  •  международные и групповые кассы;
  • два зала ожидания, один зал ожидания повышенной комфортности (первый час 320 рублей, следующие – 150 рублей в час, для пассажиров бизнес-класса поездов «Сапсан» пользование залом бесплатно), зал официальных делегаций;
  • комната матери и ребенка с местом для пеленания;
  •  отделение хранения багажа;
  • медпункт;
  • часовня святителя Николая Чудотворца;
  • услуга «Видеовесточка» (видеопочта, отправляемая с помощью установленных на вокзале терминалов);
  • транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).

Камеры хранения

Для удобства пассажиров Ленинградский вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 140 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 170 рублей в сутки. На вокзале функционируют и автоматические камеры хранения:

  • малая ячейка – первый час 100 рублей, каждый следующий час – 40 рублей, сутки – 220 рублей;
  • средняя ячейка – первый час 150 рублей, каждый следующий час – 50 рублей, сутки – 300 рублей;
  • крупная ячейка – первый час 200 рублей, каждый следующий час – 100 рублей, сутки – 500 рублей.

В случае утери личных вещей можно обратиться в бюро находок вокзала, заранее уточнив наличие вещей по телефону: 8 (499) 978-46-24. 

Личный комфорт

Ленинградский вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:

  • банкоматы (банки «Альфа Банк», «Уралсиб», «ВТБ24», «Сбербанк»);
  • трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
  • услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
  • бесплатный wi-fi;
  •  телефон-автомат;
  • фуд-корт;
  • ресторан;
  •  аптека;
  • продажа газет и журналов;
  • продажа сувениров;
  • ксерокопирование и сканирование документов – в зале повышенной комфортности.

Специальные услуги

Кроме всего прочего, Ленинградский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:

  • во всех залах ожидания есть места, предназначенные исключительно для людей с инвалидностью;
  • для них же оборудованы несколько специальных билетных касс на первом этаже;
  • на пол нанесена специальная разметка;
  • в залах ожидания размещена схема вокзала со шрифтом Брайля;
  • на всей территории вокзала доступна помощь персонала;
  • в туалетах зала ожидания на первом этаже созданы места для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • дверь подъезда № 3 оборудована специальным подъемником для коляски;
  • все платформы оборудованы пандусами.

Как добраться до Ленинградского вокзала

Ленинградский вокзал находится по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д.2. Проще всего добраться до него на метро: для этого нужно будет доехать до станции «Комсомольская» Сокольнической (красной) линии или перейти на неё со станции «Комсомольская Кольцевая». Помимо метро, добраться до Ленинградского вокзала можно городскими автобусами № 40 и № 122 (остановка «Комсомольская площадь»), троллейбусами № 14,  № 41 и № 22 (остановка «Комсомольская площадь») или на трамвае № 7, № 13, № 50 и № 37 (остановка «Комсомольская площадь»).

Парковки

Территория Ленинградского вокзала оборудована четырьмя парковками. Цена одного часа на плоскостной парковке перед фасадом ЦТУ ФТС обойдется в 200 рублей.

Стоимость двух других парковок формата «K&R» на Комсомольской площади почти вдвое больше – 250 рублей в час.

Дороже всего будет припарковаться на плоскостной парковке у Западного фасада: час ожидания будет стоить 300 рублей.

Расписание поездов и электричек

Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – северо-западное и западное.

Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Ленинградского вокзала по адресу http://leningradsky.dzvr.ru/ . Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.

Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.

тут график

Продажа билетов

Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Ленинградского вокзала или сделать это онлайн:

  • зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
  • купить билеты на официальном сайте Ленинградского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
  • приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.

Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.

Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Ленинградского вокзала.