Киевский вокзал
Жизнеописание Киевского вокзала четко делится на период «до 1918 года» и «после». Киевский вокзал «до» – это быстро растущий грузовой терминал, унылый деревянный барак вместо здания станции, теснота, лязг, грохот и копоть. Киевский вокзал «после» – гигантское архитектурное чудо, накрытое облаком из стекла и железа; вокзал-музей, сделавший ставку на пассажирские рейсы. Неустанно пропускающий сквозь себя миллионы людей и тысячи поездов, терминал на Киевской площади по-прежнему гордо несет свое нелегкое бремя транспортного узла, сохраняя при этом почти внеземное очарование.
О вокзале
В конце XIX века в российском Министерстве путей сообщения назрела необходимость создания железной дороги, способной связать Москву с плодородными районами Украины. От момента принятия решения до открытия «чугунки» прошло всего четыре года, и в августе 1899 года в столице был торжественно открыт Брянский вокзал, готовый встречать составы с хлебом из Одессы, с углем и сталью из Донецка и с сахаром из Полтавы. Для постройки новой станции был выбран западный район столицы Дорогомилово, идеально подходящий на роль транспортной агломерации: подведенная к нему железнодорожная ветка сходилась с речными пристанями Москвы-реки, позволяя не только принимать украинское сырьё, но и отправлять в Малороссию руду и лес. Именно поэтому вокзал, который впоследствии назовут Киевским, первые пятнадцать лет представлял собой логистический комплекс, рассчитанный только на грузоперевозки. Об отношении руководства вокзала к перевозке людей говорит лишь тот факт, что в его расписание были включены всего два пассажирских рейса, а само здание станции представляло собой длинное, тесное, деревянное здание с низкими потолками и коптящими керосиновыми лампами.
Служащий объектом постоянных насмешек москвичей, деревянный вокзал простоял, тем не менее, в таком виде до 1914 года. За два года до этого, четко осознав неприглядность станции и – что было гораздо важнее – необходимость реконструкции подъездных путей, столичные градоначальники дали добро на полную перестройку Киевского вокзала, которая проходила в два этапа. Сначала была сломана не справлявшаяся с объемом транспортного потока старая Дорогомиловская переправа; вместо неё Москва получила просторный Бородинский мост. Затем был демонтирован станционный барак – на его месте через сорок месяцев, несмотря на Первую Мировую войну и две революции, возник новый вокзал, получивший имя Киевского. Плод совместной работы архитекторов Рерберга, Олтаржевского и Шухова, он был похож одновременно похож на призрачный замок и античный храм. Грандиозное здание, в котором мраморные колонны перемежались стальными арками, было соединено с железнодорожными путями стеклянным дебаркадером, а мозаичные панно и фрески, посвященные Отечественной войне 1812 года, гармонировали с охранявшими покой вокзала четырьмя бронзовыми орлами.
Свой современный облик Киевский вокзал обретал постепенно. Поначалу он был соединен с метрополитеном одноименной станцией Филевской линии, чуть позже были построены пригородные кассы и пущено движение подмосковных электропоездов. В 50-х годах к Киевскому вокзалу были выведены вестибюли ещё двух станций метро – на кольце и на синей ветке, а последняя большая реконструкция терминала прошла на стыке 70-80-х годов, когда в здании вокзала появились автоматические камеры хранения и обновлены элементы внутреннего декора. Последовавший в нулевых годах XXI века ремонт был скорее косметическим (были установлены турникеты, стекло дебаркадера заменено на пластик); финальной же точкой в истории Киевского вокзала стала прокладка в 2012-2013 годах дополнительных железнодорожных путей и открытие нового зала ожидания для пассажиров электричек.
Киевский вокзал уникален тем, что:
1) только он сохранил железнодорожный дебаркадер, позволяющий пассажирам проходить от платформ до залов ожидания, не боясь дождя или снега;
2) именно на Киевском вокзале в 1999 году была впервые установлена система электронных турникетов. К железнодорожным билетам крепилась дополнительная магнитная карта, благодаря которой пассажиры могли входить на перрон и выходить с него;
3) он единственный среди московских вокзалов сохранил станционные часы, имеющие механический ход – их необходимо заводить от руки. Во всей Москве подобный механизм есть только в одном месте – на Спасской башне, и это её знаменитые куранты. Все остальные часы столицы электронные.
Поезда дальнего следования
Киевский вокзал обслуживает сразу два пассажирских направления дальнего следования – южное и юго-западное.
По южному направлению пассажирские поезда через Липецк следуют в Анапу, Адлер, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Горячий Ключ, Туапсе и Сочи.
Юго-западное направление, по которому поезда с Киевского вокзала идут, в основном, через Балабаново, соединяет Москву с Калугой, Брянском, Малоярославцем, Новозыбковом, Клинцовом и Климовом. Кроме того, юго-западная ветка соединяет Киевский вокзал с Украиной, Молдовой, Болгарией, Румынией, Венгрией и Хорватией, проходя через такие города как Кишинев, Бельцы, Унгены, Окница, собственно Киев, Конотоп, Винница, Жмеринка, Черкассы, Николаев, Хмельницкий, Львов, Сумы, Ковель, Одесса, Загреб, Бухарест, Варна, Будапешт и Сплит.
Поезда ближнего следования
Примерно по тому же принципу построено пригородное сообщение с той лишь разницей, что все электрички с Киевского вокзала идут сначала в юго-западном направлении (до станции Бекасово-1), и лишь потом расходятся в разные стороны – на юг и юго-запад.
На юго-запад пригородные поезда идут до станций Новопеределкино или Акулово, минуя Очаково, Сколково, Внуково, Лесной Городок и Апрелевку.
Южные электрички отправляются в Сандарово, Калугу-1 или Калугу-2, проходя по пути станции Нара (Наро-Фоминск), Балабаново, Малоярославец, Ерденево, Суходрев, Тихонова Пустынь и Муратовка.
Инфраструктура
Киевский вокзал сегодня – это:
- 30 касс поездов дальнего и ближнего следования с услугами бронирования и доставки билетов, международные кассы, кассы «Аэроэкспресса»;
- пять просторных залов ожидания, зал ожидания «Аэроэкспресса», зал для официальных делегаций;
- комната матери и ребенка с гладильной доской и местом для пеленания;
- современный хостел с номерами различной вместимости (от 800 рублей в сутки за человека при размещении в десятиместном номере до 3000 рублей в сутки за человека при размещении в одноместном номере)
- отделение хранения багажа;
- линейный отдел полиции;
- медпункт;
- транспортный узел (станция метро, парковки, автобусные, троллейбусные, трамвайные остановки).
Камеры хранения
Для удобства пассажиров Киевский вокзал предоставляет услугу хранения багажа в специальных камерах. Стоимость подобной услуги составит 100 рублей в сутки. Для крупногабаритного багажа цена хранения составит уже 140 рублей в первые сутки и по 180 рублей за каждый последующий день.
Кроме того, на территории Киевского вокзала функционируют автоматические камеры со следующими тарифами:
Для багажа стандартных размеров:
- 1-7 часов: первый час 50 рублей, каждые последующие – 10 рублей;
- более 7 часов: 120 рублей в сутки;
Для крупногабаритного багажа:
- 1-7 часов: первый час 60 рублей, каждые последующие – 20 рублей;
- более 7 часов: 200 рублей в сутки.
В случае если вы потеряли свои вещи, можно обратиться в стол находок камеры хранения Киевского вокзала, предварительно уточнив наличие вещей по телефону: +7 (499) 240-79-85.
Личный комфорт
Киевский вокзал является одним из наиболее современных московских вокзалов. Его инфраструктура, помимо сервиса первой необходимости, включает в себя всё, что может потребоваться пассажирам для комфортного путешествия и временного отдыха:
- автоматы для оплаты сотовых телефонов;
- банкоматы (банки «Приват Банк», «Балтийский Банк», «Транскредитбанк», «ПромсвязьБанк»);
- трансфер на другие вокзалы и аэропорты;
- услуги носильщика (в пределах привокзальной площади – 150 рублей за место, за её пределами – вдвое больше, 300 рублей. Крупногабаритный груз – 200 и 400 рублей соответственно);
- бесплатный wi-fi;
- телефон-автомат;
- фуд-корт;
- ресторан;
- аптека;
- продажа газет и журналов;
- продажа сувениров;
- ксерокопирование документов – в зале ожидания «Аэроэкспресса».
Специальные услуги
Кроме всего прочего, Киевский вокзал оборудован комплексом услуг для людей с ограниченными физическими возможностями:
- во всех пяти залах ожидания есть места, предназначенные исключительно для людей с инвалидностью;
- в туалетах зала ожидания № 1 созданы места для людей с ограниченными физическими возможностями;
- все платформы оборудованы пандусами.
Как добраться до Киевского вокзала
Киевский вокзал находится по адресу: Москва, площадь Киевского вокзала, д.1. До Киевского вокзала проще всего добраться на метро – к его зданию можно выйти с трех разных станций. Самый близкий путь к Киевскому вокзалу – со станции «Киевская» Филевской (голубой) ветки метро. Чуть дольше будет путь со станции «Киевская Кольцевая» или «Киевская» Арбатской (синей) ветки.
Помимо метро, добраться до Киевского вокзала можно городскими автобусами № 205К, № 791 и № 902 (остановка «Киевский вокзал») или троллейбусом № 34 (остановка «Киевский вокзал»).
Парковки
Территория Киевского вокзала оборудована четырьмя парковками.
Стоимость двух парковок на площади Европы и на площади Киевского вокзала составляет 150 рублей в час (впрочем, десять минут пребывания на этих парковках обойдутся вам совершенно бесплатно).
Чуть дороже стоит час парковки формата «K&R» у восточного фасада здания вокзала и плоскостной парковки у южного фасада – 200 рублей в час.
Расписание поездов и электричек
Для удобства пассажиров график движения поездов дальнего следования и пригородных электричек разнесены на отдельные табло. Подробная информация о точном времени прибытия состава, его номере, времени отправления, номере путей и платформе также разнесены по разным направлениям – южное, восточное, юго-восточное.
Подробные графики движения поездов дальнего следования и пригородных электричек вы сможете уточнить на официальном сайте Киевского вокзала по адресу http://kievsky.dzvr.ru/. Это сэкономит ваше время и позволит уточнить интересующую вас информацию в кратчайшие сроки.
Для того, чтобы найти интересующий вас рейс, щелкните на слове «Расписание» в меню, расположенном в левой части сайта. В открывшемся окне можно узнать, во сколько прибывает или отправляется нужный вам поезд. Графики движения поездов – как на основном электронном табло вокзала, так и на официальном сайте – обновляются в режиме онлайн, что позволит вам быть в курсе возможных изменений в расписании.
тут график
Продажа билетов
Билеты на поезда дальнего и ближнего следования можно купить в кассах Киевского вокзала или сделать это онлайн:
- зарезервировать посадочные талоны по телефону (через Единую справочную службу);
- купить билеты на официальном сайте Киевского вокзала, через сайт РЖД или порталы;
- приобрести электронные билеты с помощью специализированных терминалов.
Пассажиры, приобретающие билеты через онлайн-сервисы, должны учитывать, что должна быть произведена в течение ближайших десяти минут после оформления и резервирования. В противном случае посадочные талоны будут аннулированы.
Бронирование с возможностью дальнейшего выкупа возможно только по телефону. В этом случае пассажиры могут выкупить билеты в плацкартный вагон, купе или вагон повышенной комфортности в течение 24 часов. Оплатить билеты и получить их печатные оригиналы можно в кассе Киевского вокзала.